Loading [MathJax]/jax/output/SVG/jax.js

Республиканская олимпиада по математике, 2002 год, 9 класс


Задача №1.  Дан квадрат ABCD со стороной 1. На сторонах BC и CD выбраны соответственно точки M и N так, что периметр треугольника MCN равен 2. Найдите расстояние от A до MN.
комментарий/решение(1)
Задача №2.  В окружность вписаны правильные 2001-угольник и 2002-угольник. Докажите, что найдутся две вершины этих многоугольников, образующие дугу величиной не более π4006002.
комментарий/решение(1)
Задача №3.  Пусть p, q — натуральные числа такие, что 1qp и a=(p+p2+q)2. Докажите, что a — иррациональное число и {a}>0,75. Здесь {x} — дробная часть числа x, например {3,43}=0,43.
комментарий/решение(4)
Задача №4. Пусть n2 — целое и E=x12+x22++xn2x1x2x2x3xn1xnxnx1. Найдите максимальное значение E при x1, x2,,xn[0,1] и определите когда достигается этот максимум.
комментарий/решение(5)
Задача №5. Два игрока играют с двумя кучами камней: в первой 2001, а во второй 2002 камня. За ход игроку разрешается взять с обеих куч по одному камню либо только с одной кучи один камень. Выигрывает тот, кто возьмет последний камень. Какой игрок выиграет при правильной стратегии?
комментарий/решение(3)
Задача №6. В треугольнике ABC B>90 и на стороне AC для некоторой точки H AH=BH причем прямая BH перпендикулярна BC. Обозначим через D и E середины сторон AB и BC соответственно. Прямая, проведенная через H и параллельная AB пересекает DE в точке F. Докажите, что BCF=ACD.
комментарий/решение(1)
Задача №7. Дана клетчатая доска n×n, раскрашенная в шахматном порядке. На доске разрешается проводить следующую операцию: выбрать прямоугольник оба размера которого имеют одинаковую четность, но не равны одновременно 1, и поменять цвета всех клеток в этом прямоугольнике на противоположные. Найдите все значения n при которых за конечное число операций доску можно сделать одноцветной.
комментарий/решение(8)
Задача №8. Пусть a, b, c, a+bc, a+cb, b+ca, a+b+c — различные простые числа такие, что сумма двух чисел из {a,b,c} равна 800. Обозначим через d разность между наибольшим и наименьшим этих семи чисел. Найдите максимально возможное значение d.
комментарий/решение(1)