Loading [MathJax]/jax/output/SVG/jax.js

Республиканская олимпиада по математике, 2000 год, 9 класс


Задача №1.  Дан четырехугольник PQRS вокруг которого можно описать окружность и PSR=90. H и K — основания перпендикуляров, опущенных из точки Q на прямые PR и PS соответственно. Доказать, что прямая HK делит отрезок QS пополам.
комментарий/решение(1)
Задача №2.  Столбцы и строки таблицы n×n занумерованы числами от 1 до n. В каждой клетке таблицы записывается одно из чисел 1 или 1.
а) Найдите все n, для которых можно записать числа в таблицу так, чтобы произведения чисел любой строки и столбца, с одинаковыми номерами, были различными.
б) Для всех таких n (удовлетворяющих условию а)), определить наименьшее возможное количество чисел, равных 1.
комментарий/решение(1)
Задача №3.  Пусть a, b и c положительные действительные числа, удовлетворяющие равенству a2+b2+c2=1. Докажите неравенство a+b+c+1abc43.
комментарий/решение(2)
Задача №4.  В стране имеется 14 областных центров и 79 самолетов. Ввиду экономии авиакеросина каждый самолет может летать только между двумя городами, и между любыми двумя городами летает не более одного самолета. Доказать, что пассажир может попасть из любого областного центра в любой другой не более чем с одной пересадкой.
комментарий/решение(1)
Задача №5.  Известно, что все члены бесконечной последовательности ab,a2b2,a3b3, являются натуральными числами. Докажите, что a и b — целые числа.
комментарий/решение(3)
Задача №6.  Прямоугольник 5×n можно разбить на фигурки, которые получаются удалением какой-либо угловой клетки прямоугольника 2×3. Докажите, что n четно.
комментарий/решение(1)
Задача №7.  Вокруг треугольника ABC описана окружность. A, B, C соответственно середины дуг BC,CA,AB. Стороны BC,CA, и AB пересекают пары отрезков (CA,AB), (AB,BC) и (BC,CA)в парах точек (M,N), (P,Q) и (R,S) соответственно. Докажите, что MN=PQ=RS тогда и только тогда, когда треугольник ABC равносторонний.
комментарий/решение(1)
Задача №8.  Для четверки чисел (a,b,c,d) назовем число (acbd) — определителем и (ac)(bd) — дополнителем. Школьники по очереди выходят к доске и записывают определитель и дополнитель четверки, затем заменяют четверку по следующему правилу. Если на доске была написана четверка (x,y,z,t), то она заменяется на (x+y,y+z,z+t,t+x). Первоначальная четверка целочисленная. Через некоторое количество выходов выяснилось, что сумма определителей равна 1999, а сумма дополнителей 2000. Доказать, что определитель первоначальной четверки отличается от дополнителя последней.
комментарий/решение(1)