Loading [MathJax]/jax/output/SVG/jax.js

Областная олимпиада по математике, 2009 год, 11 класс


Полные решения этих задач опубликованы в книге, доступный для заказа по ссылке
Задача №1.  Определите все натуральные числа n=p1p2pk, которые являются делителем числа (p1+1)(p2+1)(pk+1), где p1p2pk — разложение числа n на простые множители (не обязательно различные).
комментарий/решение(3)
Задача №2.  Обозначим центры вневписанных окружностей, касающихся сторон BC, CA и AB треугольника ABC, через Ia, Ib и Ic соответственно. Пусть BM и BN — биссектрисы треугольников IaBC и IcBA соответственно. Обозначим через K точку касания вневписанной окружности со стороной AC. Докажите, что середина MN равноудалена от B и K.
комментарий/решение
Задача №3.  Определите все функции f:(0,+)(0,+) такие, что для любых положительных действительных чисел x, y выполнено равенство (x+y)f(f(x)y)=x2f(f(x)+f(y)).
комментарий/решение(1)
Задача №4.  Дан треугольник ABC, вписанная окружность которого касается сторон BC, CA и AB в точках A1, B1 и C1 соответственно. Пусть прямые AA1 и CC1 пересекаются в точке K. Проведем через точку K прямую параллельную стороне AC, которая пересекает прямые A1B1 и C1B1 в точках M и N соответственно. Докажите, что MK=KN.
комментарий/решение(1)
Задача №5.  Докажите, что для любого натурального числа m, имеющего делитель n, существует простое число p такое, что mn1 делится на p, а число m1 не делится на p.
комментарий/решение(3)
Задача №6. Два фокусника показывают трюк. Первый фокусник выходит из комнаты, а затем второй фокусник берёт колоду из 100 карт, пронумерованных числами от 1 до 100, и просит каждого из трех участников выбрать по очереди по одной карте, и при этом он видит какую карту взял каждый. Затем он сам добавляет еще одну карту к трем выбранным из оставшейся колоды. Участники вызывают первого фокусника, предварительно перемешав 4 карты произвольным образом, и дают ему их. Первый фокусник смотрит на эти 4 карты и «угадывает» какую карту выбирал каждый из участников. Докажите, что фокусники смогут исполнить этот трюк.
комментарий/решение(1)