Математикадан республикалық олимпиада, 2007-2008 оқу жылы, 9 сынып


Екі күнде өтетін математикалық олимпиадаға тоғызыншы кластан 15 оқушы қатысты. Әр күнде әрбір оқушы 20-дан аспайтын теріс емес бүтін ұпай санын иемденді. Ешбір екі оқушы бірінші күнде де, екінші күнде де бірдей ұпай санын алған жоқ. Екінші күнгі есептер қиындау болғандықтан әрбір оқушы екінші күні бірінші күнге қарағанда аз ұпай алды. Екі күнді қоса есептегенде, ең көп дегенде қанша оқушы бірдей ұпай санын алуы мүмкін?
посмотреть в олимпиаде

Комментарий/решение:

  1
2019-02-18 12:05:20.0 #

Из условию следует что потенциально $0$ баллов участник мог получить только во второй день. Отметим что если количество учеников набравшее в сумме за $2$ дня одинаковое количество баллов $\geq 28$ то количество учеников может быть максимум равно $6$ и "отсчет" будет начинаться с учеником набравший $15$ до $20$ а за второй день от $13$ до $8$ баллов соответственно так как во второй день они набирают меньшее количество баллов, аналогичными рассуждениями для учеников набравшие одинаковое количество баллов в сумме $\leq 12$ равно $6$ (не учитывая при этом распределение для других учеников). Рассмотрим случай когда количество учеников с одинаковым набранным баллов лежит на отрезке $(13,27)$.Так как количество набранных баллов различное в каждом из дней, распределить в ряд баллы первого дня по убыванию. Для того чтобы охватить наибольшее возможные одинаковые значения без ограничения общности рассмотрим случай когда баллы от $[0,5]$ не входят в ряд, то есть случай от $[6,20]$ тогда минимальное возможное максимальное количество учеников набравшие одинаковое в сумме количество баллов равно $7$ выполнятся при сумме за два дня $13=7+6=8+5=9 +4=10+3=11+2=12+1=13+0$ и максимальное $10$ при сумме $21=11+10=12+9=13+8=14+7=15+6=16+5=17+4=18+3=19+2=20+1$ (не учитывая распределения для других учеников) докажем что больше $6$ учеников быть не могло. Так как баллы распределены по убыванию, и максимальное возможное как видно описано выше возможно когда во второй день количество баллов учеников обратно , то есть распределены по возрастанию относительно первого дня, тогда пусть

$s$ сумма баллов ученика за два дня, $n$ максимальное количество учеников с одинаковыми баллами при условий $13 \leq s \leq 27$ и $7 \leq n \leq 10$ так же очевидно что при $(n=7, s=[13,14])$, $(n=8,s=[15,16])$, $(n=9, s=[17,18])$, $(n=10, s=[19,20,21])$

Тогда очевидно что для учеников слева от зафиксированного первого ученика (баллы расположены по убыванию слева направо) от которого идет "отсчет" будет существовать распределение удовлетворяющее условию, но тогда справа будет остается количество равное $15-n-(20-s)=s-n-5$ тогда для них нужно доказать что $n-(s-n-5) \leq 6$ так как за второй день они набрали меньшее количество, откуда $2n-s \leq 1$ проверяя для выше описанных значений получаем требуемое.

Ответ $6$.