Математикадан облыстық олимпиада, 2015-2016 оқу жылы, 10 сынып
Комментарий/решение:
2a2+2c2+2ac+3b2+3d2=6bd+11 что то же самое (a+c)2+a2+c2+3(b−d)2=11
все слагаемые положительные , так как все числа целые значит a+c≥3 , b−d≥1
Откуда всего два варианта
1)b−d=1 , b=1,d=0 , тогда a=2,c=0 или a=2,c=−2 то есть решением являются числа (из неравенства)
a=2,b=1,c=0,d=0
a=2,b=0,c=0,d=−1
a=2,b=−2,c=−2,d=−3
a=2,b=−1,c=−2,d=−2
2)b=d очевидно не имеет решения
Ответ: (2,−1,−2,−2),(2,−2,−2,−3),(2,1,0,0),(2,0,0,−1),(0,−1,−2,−2),(0,−2,−2,−3).
Решение. Если b=d, то исходное уравнение примет вид 2a2+2c2+2ac=11, то есть слева четное число, справа нечетное. Противоречие.
Перепишем в виде (a+c)2+a2+c2+3(b−d)2=11.
Если b−d≥2, то левая часть будет не меньше 12, также, противоречие. Поэтому b−d=1. Тогда, с учетом b−d=1, уравнение примет вид (a+c)2+a2+c2=8, то есть |a+c|≤2.
Перепишем еще раз в виде (a+c)2−ac=4. |a+c|=0=>ac=−4,a=−c=>a=2,c=−2, что дает два варианта для b и d.
|a+c|=1=>ac=−3, что не дает решений. |a+c|=2=>ac=0=>(a,c)=(2,0) или (0,−2), каждый из которых дает по два варианта для b и d.
Возможно, что при неправильном наборе формул, они будут
доредактированы модератором. При этом содержание не будет меняться.